Заголовок

блог ведётся частично по материялам Е.В. Назайкинский "Логика музыкальной композиции"

пятница, 4 марта 2011 г.

СТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Несомненно, что композиция представляет собой один из аспектов строения музыкального произведения. Но ясно также, что строение музыкального произведения не исчерпы вается его композицией, хотя с определенной стороны отражается в ней.
 
Музыкальное произведение в его полноте, целостности и автономности, в его отчужденности от единичного восприятия и наблюдения можно назвать объектом. Но в любом единичном восприятии, в исследовании оно становится уже предметом, та есть объектом, увиденным в определенном ракурсе, зависящим: от установок, целей, потребностей воспринимающего или иссле дователя. Оно может, например, стать предметом акустиче ского анализа и тогда будет описываться как сложно органи зованная система звуков и звуковых параметров. Оно может быть рассмотрено как система звуковысотных комплексов и сопряжений или как сложно развертывающаяся совокупность разнотембровых оркестровых голосов и партий, может оцени­ваться как процесс ритмический или тематический. Поскольку таких точек зрения очень много, постольку один и тот же объект отражается в наблюдениях и исследованиях как множество различных предметов. Называя музыкальное произведение, на пример, композицией, мы видим не произведение вообще, а подчиненное художественным задачам временное целое, упоря доченное в согласии с принципами музыкальной компоновки.
Таким образом, звено «объект — предмет» предстает здесь в виде пары «произведение — композиция». Отсюда ясно, что строение произведения сложнее и полнее композиционной струк­туры. Для выявления композиции нужно увидеть произведение как предмет, организованный во времени. Для того же, чтобы охарактеризовать строение произведения во всех его проявле­ниях, необходимо было бы встать одновременно или последо вательно на каждую из огромного множества точек зрения. Разумеется, исчерпывающее его познание практически недости­жимо. К нему можно лишь приближаться как к абсолютной истине. Однако всякое более полное описание в сравнении с менее полным может выступать по отношению к последнему как описание объекта. Таковым может считаться и системная ха рактеристика музыкального произведения с наиболее важных, выработанных самой практикой позиций.
Здесь возникает вопрос, нужна ли такая характеристика, коль скоро предметом исследования является не строение про изведения в целом, а лишь композиция и ее логика. Положи тельный ответ на него вытекает из принятой нами трактовки связей между объектом и предметом: композиция рассматри вается не как абстрагированная сторона произведения, то есть не исключительно только как временная структура, а как про изведение в целом, лишь взятое в определенном ракурсе. А это значит, что в композиции мы надеемся увидеть едва ли не все свойства произведения, преломленные, однако, в компози ционном аспекте.

7 комментариев:

  1. Довольно интересно, но было бы хорошо, если бы ты попытался своими словами рассказывать, для простоты восприятия

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересно. Далек от музыки, было познавательно.

    ОтветитьУдалить
  3. не знал что и в музыке такая чёткая структура

    ОтветитьУдалить
  4. Занимаюсь музыкой, но о подобном подходе не слышал

    ОтветитьУдалить