Несомненно, что композиция представляет собой один из аспектов строения музыкального произведения. Но ясно также, что строение музыкального произведения не исчерпы вается его композицией, хотя с определенной стороны отражается в ней.
Музыкальное произведение в его полноте, целостности и автономности, в его отчужденности от единичного восприятия и наблюдения можно назвать объектом. Но в любом единичном восприятии, в исследовании оно становится уже предметом, та есть объектом, увиденным в определенном ракурсе, зависящим: от установок, целей, потребностей воспринимающего или иссле дователя. Оно может, например, стать предметом акустиче ского анализа и тогда будет описываться как сложно органи зованная система звуков и звуковых параметров. Оно может быть рассмотрено как система звуковысотных комплексов и сопряжений или как сложно развертывающаяся совокупность разнотембровых оркестровых голосов и партий, может оцениваться как процесс ритмический или тематический. Поскольку таких точек зрения очень много, постольку один и тот же объект отражается в наблюдениях и исследованиях как множество различных предметов. Называя музыкальное произведение, на пример, композицией, мы видим не произведение вообще, а подчиненное художественным задачам временное целое, упоря доченное в согласии с принципами музыкальной компоновки.
Таким образом, звено «объект — предмет» предстает здесь в виде пары «произведение — композиция». Отсюда ясно, что строение произведения сложнее и полнее композиционной структуры. Для выявления композиции нужно увидеть произведение как предмет, организованный во времени. Для того же, чтобы охарактеризовать строение произведения во всех его проявлениях, необходимо было бы встать одновременно или последо вательно на каждую из огромного множества точек зрения. Разумеется, исчерпывающее его познание практически недостижимо. К нему можно лишь приближаться как к абсолютной истине. Однако всякое более полное описание в сравнении с менее полным может выступать по отношению к последнему как описание объекта. Таковым может считаться и системная ха рактеристика музыкального произведения с наиболее важных, выработанных самой практикой позиций.
Здесь возникает вопрос, нужна ли такая характеристика, коль скоро предметом исследования является не строение про изведения в целом, а лишь композиция и ее логика. Положи тельный ответ на него вытекает из принятой нами трактовки связей между объектом и предметом: композиция рассматри вается не как абстрагированная сторона произведения, то есть не исключительно только как временная структура, а как про изведение в целом, лишь взятое в определенном ракурсе. А это значит, что в композиции мы надеемся увидеть едва ли не все свойства произведения, преломленные, однако, в компози ционном аспекте.
Довольно интересно, но было бы хорошо, если бы ты попытался своими словами рассказывать, для простоты восприятия
ОтветитьУдалитьИнтересненько =)
ОтветитьУдалитьОчень интересно. Далек от музыки, было познавательно.
ОтветитьУдалитьне знал что и в музыке такая чёткая структура
ОтветитьУдалитьИнтересная статья
ОтветитьУдалитьЗанимаюсь музыкой, но о подобном подходе не слышал
ОтветитьУдалитьИнформативная статья
ОтветитьУдалить